Рика | Дата: Пятница, 04.05.2012, 12:46 | Сообщение # 1 |
Я сегодня - ФЕЯ!
Группа: Администраторы
Сообщений: 730
Награды: 34 +
Страна: Испания Город: Днепропетровск
Offline
| Считается, что три — оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три — в самый раз.
Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.
Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает: • симпатию — одобрение и сочувствие; • эмпатию — читатель легко представляет себя на его месте. Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот — всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее: • достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их; • уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой; • привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.
Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать.
Многие считают, что идеальный герой — это «простой человек». Поэтому в рукописях, приходящих в издательство, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше — персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением — они описывают себя и свои проблемы.
Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов — с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком? То-то и оно. Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.
Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.
Дональд Маасс дает интересную идею — как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.):
Если мы начнем описывать прекрасную девушку стандартным путем — какого цвета у нее глаза и какие волосы, — все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем его эмоции — что он испытывает, глядя на героиню, — то сцена заиграет совсем по-другому. Главное — сделать акцент на субъективном восприятии.
То же самое с царями и прочими великими: продемонстрируйте не «властное лицо», не «благородную посадку головы», а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.
АРХЕТИПЫ ГЕРОЕВ
Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в книге «Герои и героини» подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы:
Мужские:
1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из «Крестного отца» М. Пьюзо.
2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.
3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.
4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова.
5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.
6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Рояля» Яна Флеминга.
8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.
Женские:
1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.
2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.
3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.
4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла.
5) Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа «Завтра была война» Б. Васильева.
8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.
Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.
Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.
Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.
Штампы героев
• Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя.
• Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце.
• Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления.
• Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден.
• Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов.
• Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли всевозможные Трое-из-ларца-одинаковы-с-лица, Серый Волк и Золотая рыбка. В современной прозе роль волшебников играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.п.
• Шлюха — пытается соблазнить героя. Обычно добра по натуре.
• Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.
• Женщина-стерва — поначалу она ругается с главным героем, а потом влюбляется в него.
• Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя.
• Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно оборачивается бедой.
• Ложный кумир — поначалу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.
• Злодей, которому нужна власть над миром.
• Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть главного героя даже вдесятером.
Из фольклора в литературу перекочевали и следующие клише:
Большой и сильный = простоватый Старый = мудрый Ребенок = беззащитный, положительный Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик Стражник, охранник = туповатый Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный Человек в очках = хилый, слабовольный Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни Красивый = хороший, уродливый = плохой (Кстати, старайтесь не перенаселять роман красавцами и красавицами. В реальной жизни красивых людей мало.
Как и с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами. Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.
Досье на героя
Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии героя. Составьте на него досье:
• Ф.И.О. или прозвище. • Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история? • День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу. • Внешность: фигура, лицо, зубы, руки. • Манера одеваться. • Жестикуляция, громкость голоса. • Темперамент: кто ваш герой — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик? • Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой? • Отношение к сексу. • Любовь для него — это... • Его идеал женщины (мужчины)? • Что он ценит в людях? • Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно? • Он женат, разведен, вдов? Если у него есть «бывшие», то что он думает о них? • У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения? • Место жительства — страна, город, район. • Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба? • Как выглядит его жилище? • Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи? • На чем он перемещается? • Что он любит? Что не любит? • Каковы его привычки? • Он «сова» или «жаворонок»? • Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь? • Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или «всеядное животное»? • Имущество: счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне? • У него есть хобби? • У него есть домашние животные? • У него есть цель в жизни? • О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты? • Он по натуре предприниматель или наемный работник? • Уровень образования? • Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку? Посещает выставки? Что именно ему нравится? • Что думают о нем друзья? • Кем и где он работает? Ему нравится его работа? Если он не работает, то чем он заполняет свои дни? • Он считает, что дети — это «цветы жизни», «злобные монстры», «неопознанные ходячие объекты»? • Его отношение к религии. • Его отношение к политике. • Что он думает о своей расе и национальности? • Родина — это важно или «Мой дом — планета Земля»? • Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей. • Кто его лучший друг? • Что оказало на него самое большое влияние? • Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает? • У него есть враги? Если да, то кто именно? • Как обстоят дела со здоровьем? • За какие идеалы он готов умереть? • В чем заключается его проблема в начале романа? • Как он меняется на протяжении романа? • Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа? • Почему он должен быть им интересен?
|
|
| |